» А был ли тренинг? Информация к размышлению. Часть 4

«А был ли тренинг»? Информация к размышлению. Часть 4

Александр Барановский. Бизнес-консультант, тренер. 10.03 - 22.03.08

Вместо заключения. «Кейс-контроль»

Резюме. Оценка качества тренинга начинается с анализа программы обучения. Задача простая: изучаем инвентарную опись содержимого «ящика с инструментами» (молоток, отвертка, топор); ищем упоминания об использовании упражнений для формирования и закрепления навыков по забиванию гвоздей, рубке дров, заворачиванию шурупов. Убеждаемся, что «орудия труда» помечены ярлыками, маркированы фирменным знаком производителя, поставляются с инструкцией по эксплуатации. Проверяем соответствие «ярлыков» инструменту: «молотком» называется молоток, «отверткой» – отвертка.

Рекомендации: начните детальную инвентаризацию «инструментальных запасов» компании с оценки качества и результативности ранее проводившихся тренингов. Сколько «забито гвоздей, закручено шурупов, нарублено дров»? Воспользуйтесь для оценки «инвентарной описью», полученной от поставщика обучающих решений (провайдера или тренера). На месте «молоток, отвертка, топор»? Выявлена недостача? Отсутствует чек-лист оплаченных компанией навыков, приемов, техник? А был ли «тренинг»?

Надеюсь, в вашей организации инвентаризация пройдет успешно. Чтобы избежать возможной недостачи в будущем и не задаваться впоследствии вопросом, вынесенным в заглавие статьи, воспользуйтесь простым и надежным способом выявления нежелательных предложений (и «persona non grata»).

Задаем поставщику профессиональных инструментов и техник элементарные вопросы:

  • Сколько техник и приемов отрабатывается участниками на протяжении тренинга?
  • Каково название и происхождение поставляемых инструментов, техник, приемов?
  • В каком виде представлены приемы и техники в раздаточных материалах («анонимный» список, «именованный» список, примеры, шаблоны, эталонные образцы, рекомендации, инструкции)?
  • Можно ли ознакомиться с раздаточными материалами (с частью материалов) до тренинга?
  • Какие техники и приемы предпочитает тренер?

Ответы служат информацией для оценки и первоначального отбора предлагаемых программ. Простейшая «техника» не требует от менеджера профессионального опыта в определенной предметной области и экспертных знаний в вопросах методики обучения. Проверено: «шокирующий» краткий перечень исключительно конкретных вопросов гарантированно ставит в тупик «боевых говорунов» и дилетантов. Задавайте вопросы тренеру при личной встрече. Профессионалам не требуется времени на раздумья.

Смысл первых четырех вопросов очевиден. Последний требует комментариев. Выяснив, какие техники предпочитает автор программы, протестируйте навыки тренера. Испытываете сомнения по поводу качества продемонстрированных образцов? Не теряйте времени. «Кейс-контроль» не пройден. Устраивает демонстрация? Задайте тренеру вопрос: «Какие приемы использованы для решения коммуникативной задачи?» Не получаете четкого, уверенного объяснения? Укажите гостю на дверь.

При оценке навыков ограничьтесь перечнем приемов и техник, заявленных в программе. Мастерство «вообще» – абстракция. Хороший маринист не обязан писать выдающиеся портреты. Продолжение.


Вход для пользователей

X