» «А был ли тренинг»? Информация к размышлению. Часть 3. Продолжение

«А был ли тренинг»? Информация к размышлению. Часть 3

Оценка программы тренинга. Перечень техник. Продолжение

Продолжим. Техники «заезженная пластинка» и «перманентный отказ» описаны в статье Анастасии Ивановой «Манипулятор на работе: секреты противоядия» (журнал «Кадровое дело» №9, 2004). «Ассертивная просьба» (Assertive Request) – авторская техника Тома Стивенса (метод ERPG). «Вербализация чувств?» Зайдите на «Яндекс» – обнаружите источник. Оставим вопросы профессиональной этики за рамками статьи. Любопытно другое: какова реальная стоимость «обучения», если под видом тренинга предлагается бесплатная информация из открытых источников?

Отвлечемся от собранной коллекции. Думаю, читатель уже получил ответы на второй вопрос статьи. Сузим рамку и детализируем проблему. Почему программы не содержат ясного, конкретного описания алгоритмов, приемов, техник? (Не будем излишне требовательны. Для первоначальной оценки предлагаемого тренинга достаточно точных названий профессиональных инструментов: «молоток, отвертка, топор».) Вариантов ответов можно привести множество. Ограничимся тремя соображениями.

Первое. Тренинговый метод не предназначен для трансляции индивидуального опыта! Самые выдающиеся личные достижения, самый завораживающий послужной список не заменят надежной методики и добротного «тренажера» для отработки навыков обучающихся. Не предлагаете комплекта проверенных упражнений, формирующих конкретные приемы-операции, – не называйте обучение «тренингом». Замените слово «тренинг» на «workshop» или «show». Не вводите клиентов в заблуждение.

Слово «тренинг» обоснованно ассоциируется с «тренировкой», «комплексом упражнений», «многократным повторением приема», «дрессировкой», «натаскиванием», «строевой подготовкой», а если дойти до конца синонимического ряда, – то и с «муштрой». Смысл метода хорошо знаком летчикам, спецназу, лучникам, фигуристам, гимнастам, – воинам и спортсменам, достигшим вершин мастерства вследствие продолжительных, изнурительных тренировок. Бесспорно, фигура тренера необычайно важна. Без сильной личности тренера нет «тренинга», как нет «тренинга» без методики. Но это другая тема.

Второе. За многие столетия бизнес-культурой накоплен могучий арсенал действенных инструментов, приемов, техник, методик. «Бери и пользуйся». Цивилизованная позиция тренера означает роль профессионального проводника знаний, умений, навыков. Не обязательно (и не нужно) примерять венец «первооткрывателя». Тем более, когда для этого нет ни малейших оснований. Безграмотный эпатаж не облегчает процесс принятия решения. Не жаль потерянных клиентом времени и средств?

Третье. Тренеры – не только хранители знаний, поставщики профессиональных инструментов, образцы для подражания, фасилитаторы, но и предприниматели (авторы обучающих программ). У каждого из нас свое представление о границе, за которой демонстрация программы превращается в бесплатное обучение клиента (или конкурента). Некоторые менеджеры, любители поживиться за чужой счет, способны обобрать до нитки «клиенто-ориентированного» тренера-дилетанта. У проблемы две стороны.

На мой взгляд, сегодняшний формат программ обучения и способы оценки тренингов отражают в большей степени интересы тренеров и провайдеров. Не получая необходимой информации, менеджеры зачастую фокусируются на имени провайдера или тренера и формальных отзывах участников, а не на ясности содержания, практичности инструментов, результативности методик. Безусловно, отзывы, рекомендации и другие «материальные свидетельства» имеют важное значение. Об этом написано немало. Часть 4.


Вход для пользователей

X