» «А был ли тренинг»? Информация к размышлению. Часть 1. Продолжение

«А был ли тренинг»? Информация к размышлению. Часть 1

Оценка программы тренинга. Перечень навыков. Продолжение

Читаем. Перечень «развиваемых навыков» включает «способы влияния на «сопротивляющегося» клиента»; «поиск конструктивного решения»; «выход из сложных ситуаций в переговорах». Ни одно из приведенных сочетаний слов не имеет ни малейшего отношения к навыкам как таковым. Первый пункт однозначно указывает на знания. Второй пример называет задачу или состояние. Третий пример – цель либо результат. В «списке развиваемых навыков» – ни единого навыка. Информация к размышлению?

Редкая удача! Программа тренинга начинается с перечня результатов, сформулированных в терминах знаний, умений, навыков. Приводим часть списка: «формирование навыков ведения телефонного диалога по заданной схеме; совершенствование навыков активного слушания в телефонных переговорах; освоение приемов аргументации и работы с возражениями». Есть навыки - есть предмет для обсуждения.

Подведем черту. Отсутствие перечня приобретаемых навыков не обязательно свидетельствует о низком качестве обучения. Наличие списка повышает вероятность того, что вам на самом деле предлагают тренинг. Не более того. Практический смысл: перечень осваиваемых навыков можно, как минимум, использовать в качестве чек-листа для оценки результатов обучения. Список рассмартриваемых в ходе обучения тем – тоже своеобразный чек-лист. «Мы затронули все запланированные темы. Приходите еще».

Просветленные ученики расходятся. Мы же возвращаемся к первому вопросу статьи: в чем причина недостаточной эффективности значительного числа тренингов? Почему участники обучения столь редко способны воспроизвести «приобретенные» навыки? Ответ на вопрос состоит из трех частей.

Первое. Менеджеру непросто предварительно оценить качество тренинга. Принятый большинством провайдеров обучения формат программ не позволяет отличить «хороший» тренинг от «плохого». Исключение – программы обучения, содержащие грубейшие ошибки, недвусмысленно свидетельствующие о некомпетентности авторов. При отсутствии списка формируемых или совершенствуемых навыков первоначальная оценка тренинга на этапе ознакомления с программой в принципе невозможна.

Второе. Допустим, что за тематической программой скрывается отменный тренинг, участники которого приобретают эффектный набор навыков. В таком случае, почему провайдеры не оглашают список? Ответ прост. Письменный перечень навыков превращается в обязательства компании или тренера перед заказчиком. Выполнение формализованных обещаний легко проверяется. Верно и обратное.

Третье. Перед походом в супермаркет хорошая хозяйка составляет «чек-лист» – список планируемых покупок. Если и в ходе тренинга не озвучивается перечень приобретаемых навыков, то каким образом участники узнают, что «положить в корзину»? «Выполняли упражнения, участвовали в ролевых играх. Было интересно. Многому научился». Доверимся здравому смыслу и памяти обучающихся? Надежный метод?

Резюмируем. Тренинг – метод целенаправленного, методичного формирования и закрепления навыков. Неспособность многих участников «тренинга» продемонстрировать «полученные» навыки после прохождения обучения объясняется просто: вас ввели в заблуждение (не важно, по неопытности или намеренно). Нет перечня навыков – нет полноценного тренинга. Невозможно оценить практические результаты обучения. Ознакомление с «описью» навыков – необходимое, но не достаточное условие минимизации рисков на этапе оценки программы тренинга. Как оценить качество списка? Часть 2.


Вход для пользователей

X