» А был ли тренинг? Информация к размышлению. Часть 1

«А был ли тренинг»? Информация к размышлению. Часть I

Александр Барановский. Бизнес-консультант, тренер. 10.03 - 22.03.08

Вместо предисловия. Вопросы

В начале 90-ых, начиная очередной тренинг, я традиционно задавал группе 3 вопроса: «Кто уже принимал участие в тренингах ранее? Кто может рассказать, чему именно научился? Кто может продемонстрировать прямо сейчас освоенные техники?» Три стартовых вопроса казались конструктивными и мотивирующими. Я перестал задавать подобные вопросы на тренинговых группах более 15-ти лет назад. В чем причина?

В начале 2000-ых, работая в должности тренера-консультанта, я спрашивал провайдеров: «Какие навыки формирует тренинг? Как измеряется эффективность тренинга? Как отражается обучение на операционных показателях?» В то время мне не удалось получить ни одного аргументированного ответа. Почему?

Выступая с 2005 года в роли бизнес-консультанта и тренера, я отвечаю на вопросы клиентов, заинтересованных в повышении результативности подразделений продаж. Сегодня складывается впечатление, что менеджеры многих организаций не располагают набором надежных квалифицирующих процедур и вопросов, служащих для первоначальной оценки качества тренинговых программ.

Как выбрать тренинг? Цель статьи – предложить читателю ответы на три вопроса, актуальных для каждой организации, заинтересованной в максимальной отдаче от инвестиций в обучение и развитие персонала.

Вопрос первый. В чем причина недостаточной эффективности «тренинга»? Вопрос второй. Почему многие тренеры и провайдеры обучения не предоставляют менеджерам организаций перечень результатов – список осваиваемых навыков, техник, приемов? Вопрос третий. Как, минимизируя риски, выбрать тренинг, способный повысить уровень компетентности и результативность сотрудников?

Оценка программы тренинга. Перечень навыков

Начнем с простого определения, отграничив собственно «тренинг» от многочисленных предложений, которые, несмотря на название, «тренингами» не являются. Что такое «тренинг»? В современной бизнес-культуре обучающий тренинг характеризуется как особый метод и процесс приобретения знаний, умений и навыков (ЗУН) для решения определенных задач; как систематическая тренировка и совершенствование определенных навыков. Соглашаемся: конечная цель (и главный результат) тренинговой инициативы – приобретение участниками определенных навыков (знания и умения оставим за рамками статьи).

Как отличить тренинг от других методов обучения? Запросите у провайдера или тренера список совершенствуемых или формируемых навыков. Если вы не получаете внятного ответа на запрос, не сомневайтесь: либо вам навязывают полуфабрикат, либо вы имеете дело с дилетантами, либо вам предлагают нечто, не имеющее ничего общего с реальным тренингом. Не поддавайтесь иллюзии положительных отзывов. Участники тренингов редко являются экспертами в области бизнес-обучения.

У подлинного тренинга только один «выход» – умения и навыки. Обещания программы обучения не заменят списка. Ссылки на «практичность» обучения, использование множества заданий и упражнений, ролевых и деловых игр, видеозаписи не гарантируют, что вам предлагают «настоящий» тренинг.

Обратимся к примерам. В качестве образцов для анализа используется более 100 программ тренингов продаж и ведения переговоров, размещенных на известных национальных сайтах. Продолжение.


Вход для пользователей

X